Собирая доп.инфо о сердце кочевника для "Всемирного следопыта", наткнулась на сказочное описание борьбы с врагом, как нельзя лучше отражающее быт и верования саамов.
Вообще, самый интригующий вид сказаний саамов - легенды о сейдах. Сейдами лопари называли как явления обожествляемой природы или природные объекты, так и созданные из камней (самых почитаемых сейдов) неустойчивые сооружения. Огромные валуны часто ставили на несколько мелких камней, выкачивая таким образом энергию из космоса. Умершие предки получали, наконец, возможность высказать все наболевшее оставшимся на грешной земле и, простив их, помочь в случае опасности, разогнав все злые силы. Зло саамы усматривали не в населяющих камни духах, а в реально мешающих жить шведах, норвегах и русских, что неудивительно ( я об этом уже писала тут http://nina-in-norway.blogspot.com/2011/06/blog-post_28.html).
А теперь притча о том, что бывает, если идешь с недобрыми помыслами к друзьям морей, ветров и гор. Т.е. о том, как старик-саами воинствующих шведов на тот свет отправил:
В одной саамской долине под названием Воронье село жил мудрый старик. Звали его Старшая голова. А все почему? Чуть беда покажется, принимает он важное для всех решение. Так случилось и в тот день, когда узнали саамы о грядущей атаке шведов. Говорит Старшая голова:
"Чтобы не прознали шведы, где именно мы обитаем, не устроили тут кровавый балаган, стоит покинуть всем на время наше Воронье село. Но прежде чем уйдете прятаться, подгоните мне сто быков да сто кереж (повозок), а как нагрянут шведы, мы и посмотрим, кто кого".
Когда шведы подошли к деревне, никого кроме старика, да быков с повозками не обнаружили.
-Куда весь народ подевался? -спрашивают- Давай веди нас в свое село на новом месте.
-Отведу-отведу, но при условии, что в кережи ляжете, -отвечает старик
Разложил шведов по повозкам и привязывает каждого из них к кереже крепкой веревкой.
-Это еще зачем? -спрашивают шведы
-Как зачем? Чтобы мой народ думал, что я груз везу, а то испугаются, завидев вас и перестреляют всех или сами сбегут. И ехать лучше ночью, чтобы лишний раз не приглядывались, кто там у меня в повозках.
Так и ехали привязанные друг к другу сто кережек до самого обрыва высокой скалы. Слышат шведы - море волнуется. Что за шум? -спрашивают. "Это соль с водой воюют," - отвечает Старшая голова и гонит быстрей караван к обрыву. Как к нужному месту подъехали, вынул старик нож из-за пазухи, отрезал махом свою упряжь от остальных, да стегнул быка, запряженного в кережь, где первый швед лежал. Бык взвыл, вперед подался, и полетел с обрыва, увлекая за собой сто упряжек с врагами. Шведы, оказавшись в море, со стариком согласном, тут же превратились в скалы подводные, а место то по сей день называют "сотня скал".
Типичный амбар саамов. Не отсюда ли пошло название "избушка на куриных ножках"? |
Вообще, самый интригующий вид сказаний саамов - легенды о сейдах. Сейдами лопари называли как явления обожествляемой природы или природные объекты, так и созданные из камней (самых почитаемых сейдов) неустойчивые сооружения. Огромные валуны часто ставили на несколько мелких камней, выкачивая таким образом энергию из космоса. Умершие предки получали, наконец, возможность высказать все наболевшее оставшимся на грешной земле и, простив их, помочь в случае опасности, разогнав все злые силы. Зло саамы усматривали не в населяющих камни духах, а в реально мешающих жить шведах, норвегах и русских, что неудивительно ( я об этом уже писала тут http://nina-in-norway.blogspot.com/2011/06/blog-post_28.html).
А теперь притча о том, что бывает, если идешь с недобрыми помыслами к друзьям морей, ветров и гор. Т.е. о том, как старик-саами воинствующих шведов на тот свет отправил:
В одной саамской долине под названием Воронье село жил мудрый старик. Звали его Старшая голова. А все почему? Чуть беда покажется, принимает он важное для всех решение. Так случилось и в тот день, когда узнали саамы о грядущей атаке шведов. Говорит Старшая голова:
"Чтобы не прознали шведы, где именно мы обитаем, не устроили тут кровавый балаган, стоит покинуть всем на время наше Воронье село. Но прежде чем уйдете прятаться, подгоните мне сто быков да сто кереж (повозок), а как нагрянут шведы, мы и посмотрим, кто кого".
Кота, одно из жилищ саамов. Современные саамы используют такие постройки в качестве летней кухни. |
-Куда весь народ подевался? -спрашивают- Давай веди нас в свое село на новом месте.
-Отведу-отведу, но при условии, что в кережи ляжете, -отвечает старик
Разложил шведов по повозкам и привязывает каждого из них к кереже крепкой веревкой.
-Это еще зачем? -спрашивают шведы
-Как зачем? Чтобы мой народ думал, что я груз везу, а то испугаются, завидев вас и перестреляют всех или сами сбегут. И ехать лучше ночью, чтобы лишний раз не приглядывались, кто там у меня в повозках.
Так и ехали привязанные друг к другу сто кережек до самого обрыва высокой скалы. Слышат шведы - море волнуется. Что за шум? -спрашивают. "Это соль с водой воюют," - отвечает Старшая голова и гонит быстрей караван к обрыву. Как к нужному месту подъехали, вынул старик нож из-за пазухи, отрезал махом свою упряжь от остальных, да стегнул быка, запряженного в кережь, где первый швед лежал. Бык взвыл, вперед подался, и полетел с обрыва, увлекая за собой сто упряжек с врагами. Шведы, оказавшись в море, со стариком согласном, тут же превратились в скалы подводные, а место то по сей день называют "сотня скал".
Кувакса - типичный переносной шатер, в котором жили саамы во то время, пока кочевали. Зимой покрывался оленьими шкурами. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий