вторник, 28 июня 2011 г.

сердце кочевника


http://en.wikipedia.org/wiki/File:Saami_Family_1900.jp
О саамах я слышала совсем мало (в основном когда читала отчеты о поездках на Нордкапп и в Лапландию), но всегда мечтала познакомиться с представителями этого загадочного дикого народа. В России их принято называть лопарями, что в переводе означает «жители окраинной земли». Беспрестанно кочующие по самым северным точкам стран Европы саамы — гордые номады, не признающие внешних и внутренних границ: они следуют мистическому зову призраков природы, предков-шаманов и оленей, вслед за которыми перемещаются по всему скандинавскому полуострову.
Это народ малочисленный (принято считать, что их осталось около 70000), испокон веков притесняемый более могущественными соседями, насильно разбросанный по разным странам, разделенный сразу несколькими государственными границами.
Именно в Норвегии их больше всего, сегодня у саамов есть национальный флаг, гимн, парламент, собственное радио и телевидение — так правительство Норвегии, кажется, пытается искупить вину за причиненное насилие, моральный и физический ущерб. Парадоксально другое: сегодня стать саамом, имея даже саамские корни, невозможно без знания языка и необходимого вещдока — времена изменились: хочешь быть саамом, покажи на что способен!

Это поведала мне девушка, родители которой и сейчас живут в Лапландии и могли бы называть себя «саами» (внешне они и моя знакомая — типичные представители лапаноидного типа уральской расы), однако, долгие годы они жили в страхе, вынуждены были подстраиваться под суровые законы насаждаемой ассимиляции, а потому общались исключительно на норвежском даже в домашних стенах, а о себе говорили как о простых «лапландцах». 
Стоит немного почитать историю и становится, в общем, понятно, чем грозило саамам отстаивание традиций.
http://saamiblog.blogspot.com/2008/12/eastern-sami-st-samene_31.html
Моя знакомая сравнивала историю своего народа с происходящим кошмаром во времена сталинских репрессий: хорошо, если ты знал, куда исчез твой родственник, потому что, как правило, тебе же приходилось изобретать целую легенду о его пропаже для удивленных, ничего не понимающих детей. Не желающих мириться с установленными правилами мирили с ними насильно: случаи, когда у саамов отнимали новорожденных и помещали их в интернаты, происходили не только и даже не столько на территории Норвегии. Современное поколение финских саамов, к примеру, язык почти утратило (в Финляндии на языке саамов говорит около 1700 человек).
Их регулярно и безжалостно облагали данью, начиная с IX века. Случалось, что за рыбой и пушниной приходили представители сразу нескольких наций одновременно. На области проживания саамов помимо норвежцев претендовали финны, русские, шведы и карелы. Под бесконечным натиском всех вышеперечисленных саамы отступали на необжитые территории, но в итоге оказались разбросанными по четырем странам. Борьба за свой индентитет стала неотъемлимой частью их жизни, однако отсутствие единой земли привело к тому, что саамский язык распался более, чем на 10 диалектов.
Они испокон веков верили в силы природы, колдовали, угадывая по форме облаков или кипению в котле мыла о приближении врага, а потому, вероятно, выжили, сумели все-таки сохранить многие культы далеких предков и своенравную натуру. С наступлением голодных времен самые мудрые и преданные традициям саамы превращались в оленей, собак, волков, но чаще — медведей, чтобы спокойно переждать зиму в берлоге. Олень был, конечно, самым священным животным: только о магической силе рогов (которые норвежцы и сейчас прибивают к каждому лесному домику) известно невероятное количество фактов. Рога помогали в охоте, спасали от внезапных нападений, а то и вовсе заранее расправлялись со злодеями: умельцы правильно шевелить оленьими рогами поднимали такие бури, что недруги тонули в болотах.
http://portal.do.mrsu.ru
Приходится признать, однако, что сборщики подати и притесняющие саамов страны в болоте тонули не всегда. Более того, как только Норвегия и Россия оказались в составе враждующих военных блоков (Вторая мировая закончилась), между саамами из этих двух стран связь прервалась надолго. Со временем они даже перестали догадываться о существовании друг друга, и только в ходе перестройки граница была вновь открыта, а в российской области Левоозеро даже внедрили курсы северносаамского языка.
Моя вышеупомянутая знакомая как раз застала «времена возрождения». Ее это несказанно радовало до той поры, пока она не встретила своего саамского Ромео. Родители юноши категорически запретили ему жениться на девушке, имеющей саамские корни, но языка не знающей и не понимающей особые тайные знаки. На мой вопрос, считает ли она все-таки себя саами, Линда пожала плечами -внушение отца и матери не проходит бесследно. Она точно не саами, но всю жизнь лелеет мечту обзавестись домиком на колесах. «Не могу сидеть на месте», - говорит Линда. Гены, что ж поделаешь..

Комментариев нет:

Отправить комментарий