четверг, 2 июня 2011 г.

школа в Норвегии

О начальном образовании в стране троллей я слышала самые разные отзывы, но никогда не сталкивалась с кем-либо из учащихся или обучающих напрямую. Вчера мне удалось побывать на родительском собрании первоклассников в одной из норвежских школ, а заодно избавиться от типичных для большинства русских предрассудков и приобрести новые.
В небольшом помещении с видом на горы и облака, красота которых обезоруживает и настраивает скорее на медитативный лад, учительница рассказала о том, что ждет ее подопечных в скором времени.


Занятия начинаются в августе: конкретное число каждый раз обговаривается, но обычно к середине лета у всех детей уже готовы сочинения о проведенных каникулах. Уроки начинаются в 8.30, но спешащие на работу родители могут оставлять детей в продленке с 6-и утра.
Продленка в младших классах, в отличие от образования,  - штука платная, но поскольку является своеобразным продолжением детского сада, то неизменно вызывает бурю позитивных эмоций. Запугать ребенка садиком в Норвегии очень трудно: каждое слово и жест воспитателя, кажется, пропитаны любовью к детям. Тут можно все: валяться в песке и ходить с соплями до подбородка, облизывать банку любимого йогурта (завтраки принято приносить с собой из дома) и, не стесняясь, целовать товарища любого пола; выменивать игрушки и звонить в нетерпении папе с мамой.

Думать, что воспитателям нелегко жить на свете при такой вседозволенности, значит жестоко ошибаться. Их количество в детских садах порой превышает количество находящихся там детей, а время, проведенное с детьми, строго регламентировано. Садик, как и продленка, заканчивает свой день достаточно рано: около пяти вечера все цветы жизни, как правило, сидят за обеденным столом в кругу большой семьи у домашнего очага.
Улыбнувшись каждому в двери класса вошедшему, учительница огласила список необходимых школьнику вещей. Резиновые сапоги и дождевик нужны для прогулок во время больших перемен (погода и температура значения не имеют: в это время дети непременно играют на улице); кроссовки с нецарапающей пол белой подошвой станут ответом Conversам в спортзале; лыжи воспитают здоровый дух в здоровом теле. Зимой и летом норвежские школьники ходят в походы: жгут костры, ночуют в палатках, собирают грибы и полезные травы, изучают растения и деревья. Они регулярно плавают в бассейне (иногда в одежде, чтобы прочувствовать все беды утопающего и спасающего), участвуют в театральных постановках, ездят на всевозможные экскурсии. И между делом учатся.
Родителей просили не волноваться: оценок здесь не бывает - в качестве поощрения ученикам клеят в дневник смайлы; домашние задания сведены к минимуму; алфавит в первом классе учат целый год. К каждому первокласснику приставлен "вожатый" из пятого класса, обучающий малыша всем премудростям дежурства. Вместе весело шагать по просторам и к обеду накрывать лучше хором.
Школа в Норвегии, как уже написано выше, находится на полном государственном обеспечении. Родителям не нужно покупать учебники, тетради, краски  и альбомы - все, вплоть до ручек и карандашей, выдается ребенку в первые же дни обучения. Все, кроме самого желания постигать науки. О способностях учеников говорить не принято: учителя хранят свое отношение к поведению и успеваемости подопечных в страшной тайне. Только раз в год, в специально для такой радости назначенный день, они рассказывают родителю об успехах чада, тонко намекая на моменты, которые стоило бы доработать.
Собственно, предметов, как и методических материалов, в начальной школе более, чем достаточно. Детей ненавязчиво учат не только родному и  английскому языкам, математике и рисованию, но и умению выживать в трудных условиях, толерантному отношению к сумасшествию окружающих, а заодно почитанию природы во всех ее проявлениях. Здесь никто никуда не торопится, и постепенное чувство, что торопиться по сути-то некуда завладевает всем существом эмигрирующего в Норвегию жителя мегаполиса.

2 комментария: