понедельник, 28 ноября 2011 г.

Рождество по-норвежски (Jul i Norge) или длительное ожидание под названием Advent

Последнее воскресенье ноября отмечается норвежцами с размахом. Потому как 30 ноября, следуя давней традиции, начинается Advent, т.е. подготовка и длительное ожидание рождественской сказки.
В церкви (у нас тут все лютеране или стараются по крайней мере соблюсти приличия) проходит праздничная служба, вечером детей навещает Санта-Клаус. Вот примерно как это выглядит.



Утром, при входе в церковь, каждому вручают программку с песнями и словами (?) священника, затем все чинно рассаживаются, приветственно играет орган. Нас предупреждают, что дети могут устать, а потому им отведен уголок для рисования. Что делать, если дети устанут от рисования, а также если устанут взрослые, никому не ясно. Зато теперь я понимаю, почему так катастрофически спокойны норвежцы: они привыкают терпеливо ждать с пеленок. Рядом с нами крестин ожидал румяный младенец. За полтора часа праздничной службы, во время которой пели, вставали, садились, хлопали, фоткали, шептали, жужжали и совсем немного бегали, но больше все-таки скучали и хотели курить, новорожденный не издал ни звука. Почему он и его красивые родители в национальных костюмах не пришли в отдельный день, чтобы не сливаться с толпами, неизвестно.


Само представление напоминало мне детский утренник, что, в общем, трогательно, когда выступал хор младших школьников, но странновато, когда начались сказки для взрослых про вырезанного из бумаги Христа.
Особенно умилил момент раздачи бумажных сердечек, на каждом из которых написано что-то вроде: подари любовь соседу и всю неделю он будет радовать тебя. Я сразу вручила сидящему рядом соседу два бумажных сердца - пусть радует меня с двойной силой. Здорово когда можно так легко заставить другого целую неделю дарить тебе праздник.  Правда, сосед заявил, что и сам не дурак и отдал мне в обмен на это сразу три своих сердечка, так что в должниках теперь я..
В перерывах между пениями и речитативами, какой-то определенной группе детей выдали книги с крупной цифрой 4 на обложке. Чтобы дети с подарками не хвалились новыми книжками перед теми, у кого книжек нет, обратно к родителям их уже не отпускали, а рассаживали в ряд у алтаря. Ушли они уже вместе с толпой, которая в самом конце службы направилась за алтарь- жертвовать различные суммы денег.
Когда сие действие, наконец, закончилось, я вдруг поняла, что уходить не хочется, ибо орган заиграл с новой, неслыханной до этого силой и именно то, что выбрал человек, за органом сидящий. Это как если пишешь-пишешь всю жизнь про колбасу, потому что так велено, и вдруг понимаешь, что теперь наконец-то, о чудо, можешь поведать миру о том, к чему душа годами рвется.
Настроение у меня мгновенно поднялось, и рождественских клаусов мы встретили уже как-то радостно. Хотя, стоит признать, что нужно иметь определенную магию внутри себя, чтобы в промозглую погоду водить хороводы вокруг елки под неспешную, почти трагичную музыку и терпеливо опять-таки ждать подарков. Но дети определенно справились с нелегким испытанием. К тому же, теперь можно со спокойной совестью ждать настоящего Рождества.




Комментариев нет:

Отправить комментарий